Цветотерапия

Цветотерапия

Описание

ИСТОРИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о лечении цветом называется цветотерапией.

 Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Некоторые источники света испускают лучи только одинаковых колебаний и потому простого гомогенного цвета, например, пламя натрия — желтого, лития — красного, таллия — зеленого.

Физика рассматривает свет как электромагнитную волну. У любой волны есть длина - это расстояние между гребнями волны.

                                        

Те длины волн, которые способен воспринимать человеческий глаз носит название видимого света. Например, свет с наибольшей длиной волны мы воспринимаем как красный, а с наименьшей – как фиолетовый.

Цвета, которые мывоспринимаем, различаются в зависимости от длины волны видимого света:

                                       

Причина, по которой человек способен видеть свет заключается в воздействии света определенных длин волн на глазную сетчатку. Свет с длинами волн длиннее, чем самая длинная в спектре видимого света (красный цвет), называется инфракрасным (от латинского слова infra - ниже; то есть ниже той части спектра, которую может воспринять глаз). А свет с длинами волн короче наиболее коротких в видимом спектре называется ультрафиолетовым (от латинского слова ultra - более, сверх; то есть длина волны выше той, которую может воспринять глаз).

Человеческому глазу не доступен ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый свет, как и многие другие типы волн. Тем не менее, мы можем воспринимать огромный диапазон различных цветов (диапазон волн).

Глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, наименее - к синим. Экспериментально установлено, что среди излучений равной мощности наибольшее световое ощущение вызывает монохроматическое желто-зеленое излучение с длиной волны 555 нм.

Спектральная чувствительность глаза зависит от внешней освещенности. В сумерках максимум спектральной световой эффективности сдвигается в сторону синих излучений, что вызвано разной спектральной чувствительностью палочек и колбочек. В темноте синий цвет оказывает большее влияние, чем красный, при равной мощности излучения, а на свету - наоборот.

Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы.

Авиценна в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи.

Сама по себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым - нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства.

Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий - наоборот, суживает их (Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894). Рудольф Штайнернем (Rudolf Joseph Lorenz Steiner) австрийский философ, мистик и педагог, создатель антропософии использовал цвет в своих духовных учениях.

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. — человек и — мудрость), оккультно-мистическое учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в начале20 в. Р.Штайнером. Выделилось из теософии, которую Штайнер стремился превратить в «экспериментальную» науку, ставящую целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы особых упражнений (занятия эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.). Этой цели должна была служить предложенная Штайнером система воспитания, получившая известное распространение в странах Зап. Европы и США (вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании). В помещении первого центра по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодные тона.

Все методы цветотерапии достаточно простые и доступные. Однако не стоит думать, что лечение цветом все тут же исправит. При любых заболеваниях следует все же посоветоваться с лечащим врачом или другим квалифицированным специалистом.

Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, нельзя применять красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и акне (угревая сыпь). Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Лечение также требует терапии дополнительным цветом, пусть даже недолго. Как правило, терапия зеленым цветом или цветами голубого конца спектра не должна превышать 15 минут, а лечение цветами красного конца спектра должно длиться меньше половины вышеуказанного времени. Лечение дополнительным цветом длится:

  • три минуты для красного и голубого;
  • семь для зеленого и маджента.

 Терапия с использованием цветного освещения называется хромотерапией.

Термин произошел от греческого слова «chroma» - «свет». Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. Сегодня можно найти огромное количество ламп, специально предназначенных для лечения светом, которые могут применяться в различных помещениях (комнатах, саунах, душевых кабинах и пр.).

Лечение разноцветным освещением обычно проводится двумя способами. Хромотерапии может быть подвергнуто все тело целиком (особенно спина), в том случае, когда требуется возродить организм. Или же можно подвергать свету какую-либо часть тела или орган, который нуждается в лечении. Необходима консультация специалиста, который не только определит необходимый цвет, но и, что самое главное, время облучения. Для сеанса хромотерапии лучше быть одетым в белую или светлую одежду, тогда вы лучше впитаете в себя цвет. Если вы будете одеты в одежду какого-то ярко выраженного цвета, он может помешать лечению.

 Цветопунктура

Одним из методов воздействия света на человеческий организм является воздействие окрашенных лучей на меридианы человеческого тела. Но в этом случае точки акупунктуры подвергаются воздействию не иголок, а цветных лучей. Продолжительность воздействия 1-2 минуты - в профилактических целях. В случае серьезных заболеваний продолжительность воздействия цветных лучей, расстояние между источником света и меридианом (с точностью до сантиметра) устанавливается индивидуально цветотерапевтом.

 Цветные ванны

Для создания цветной ванны подойдет цветная соль для ванн или пищевой краситель. Если вы собираетесь принять цветную ванну, то ее температура не должна быть очень горячей, так как жар помешает поглощению энергии необходимого цвета. Ванны теплого спектра желательно принимать в первой половине дня, а холодных тонов как расслабляющие - в конце дня. Особенно надо быть внимательным при добавлении эфирных масел. Если ванна слишком горячая, то эфирные масла могут быстро улетучиться. Голубая ванна поможет прийти в себя после трудового дня, синяя - отрешиться от повседневности и способствовать медитации, фиолетовая - вдохновит на достижение идеалов в жизни и работе. Для очищения ауры рекомендована бирюзовая ванна. Розовая ванна подарит уверенность в собственных силах.

 Очки с цветными стеклами

Проникая через цветные стекла очков, цветные волны света воздействуют непосредственно на мозг и вызывают соответствующие реакции организма.

 Терапия кристаллами, драгоценными и обычными камнями.

Как известно, кристаллы состоят из атомов, чья плотность варьируется. Если кристаллы подвергнуть воздействию тепла или давлению, возникает поток электрических колебаний. Таким образом, кристаллы являются проводниками энергии и ее поглотителями. Поэтому неслучайно, что кристаллы способны воспринимать и реагировать на наши мысли и чувства. Мало того, они могут восстанавливать баланс в той части тела, которая болеет и находится в дисгармонии. Помимо этого воздействия кристаллы и камни воздействуют на человеческий организм и своим цветом. Как известно, камень сам выбирает своего хозяина. Стоит прийти в магазин кристаллов и камней и мысленно задать вопрос, который больше всего волнует вас. Камень сам "заговорит" с вами

 Цветная вода

Этот метод применялся с самых древних времен. По сей день в Индии последователи аювердической медицины используют «соляризацию». Помимо своей древности этот метод достаточно прост. В емкость из цветного стекла (желательно с пробкой) наливают жидкость (вода, молоко, лосьон, лекарство). Далее выставляют сосуд на солнечный свет. Получается двойной эффект от потребления соляризированной жидкости. Так например, красная вода, дает заряд энергии и согревает; оранжевая - освежает; желтая - стимулирует; зеленая - гармонизирует и стабилизирует.  Жидкости, заряженные голубым, синим или фиолетовым успокаивают. Понятно, что жидкости, соляризируемые в посуде теплого спектра, следует применять по назначению в первой половине дня, а холодного - во второй.

 Медитация

Медитация с цветом - один из древнейших способов самоисцеления. Если одна или несколько чакр не функционируют нормально, то медитация с цветом той или иной чакры позволит восстановить равновесие и гармонию

 Визуализация  похожа на медитацию, за исключением того, что при визуализации человек видит или создает у себя в мозгу картинки. Человеку достаточно взглянуть на любую поверхность, окрашенную чистым цветом, или просто представить перед собой цвет и перед его внутренним взором начинают проплывать картинки.  Это могут быть картинки живой природы или события, произошедшие за день. Цвет в данном методе служит лишь способом достижения измененного сознания. Тот цвет, который человек вообще не может представить или видит очень расплывчато, возможно, отсутствует в его ауре и, таким образом, можно говорить о сниженной функции соответствующей этому цвету чакры.

Цветная пища

Человек воспринимает цвет пищи не только глазами. Цветная пища содержит очень много витаминов. Согласно древним индийским учениям, сам цвет содержит в себе минералы и микроэлементы. Так же как вода, любая пища может быть подвержена соляризации. Благодаря своему цвету, продукты питания возбуждают у нас аппетит и стимулируют слюноотделение. Более того, мы инстинктивно выбираем ту пищу, свойства которой ассоциируются с ее цветом. Этот цвет, возможно, отсутствует в ауре.

 Аура-сома

Этот метод цветотерапии изобрела фармацевт и мистик Викки Уолл в 1984 году. Аура - поле, окружающее человека, сома - в переводе с греческого означает "тело". Викки занималась созданием лечебных лосьонов и кремов много лет. Идея о разделении жидкостей и создании «гармонизирующих пузырьков» пришла ей во сне. Совет «раздели жидкости» повторялся, и в третью ночь Викки встала и, плохо понимая, что она делает, создала то, что сама в последствии называла «разноцветными драгоценностями». Это два слоя жидкости, один над другим, разных цветов. Верхнюю часть пузырька заполняет смесь эфирных масел, а нижнюю - травяной настой. Перед тем, как втирать эликсир в тело, следует потрясти пузырек, чтобы слои смешались. Сам процесс смешения жидкостей также важен для диагностирования недугов. Викки Уолл изобрела огромное количество исцеляющих и гармонизирующих эликсиров (в том числе и для каждой чакры). Она также придумала и другие разновидности травяных настоев и масел, называемые «ароматизаторами» и «квинтэссенциями». Они, в отличие от гармонизирующих эликсиров, лечат ароматами.

Процесс лечения гармонизирующими пузырьками аура-сомы также имеет большое значение. В начале предлагается из огромного количества пузырьков, следуя только своей интуиции, выбрать четыре. Первый выбранный пузырек будет трактовать цель нынешнего воплощения, второй - трудности на жизненном пути, третий - о состоянии в настоящий момент времени и о шагах, которые следует предпринять немедленно, четвертый - поведает о будущем. Выбор пузырьков далее обсуждается с цветотерапевтом аура-сомы, который также будет рекомендовать, каким образом применять жидкости - либо втирать в кожу, либо расставить их в определенном порядке, чтобы они могли воздействовать через зрение.

 Цветовая система Манселла

 Цветовая система Манселла — цветовое пространство, разработанное профессором Альбертом Манселлом (Albert H. Munsell) в начале XX века. Цвет в нем описывается с помощью трех чисел — цветового тона, значения (светлоты), и хромы (насыщенности).

До Манселла тоже были попытки создать цветовое пространство, цвет в котором описывался бы тремя координатами, однако он первым решил разделить цвет на независимые значения тона, светлоты и насыщенности. Его система, особенно ее поздние редакции, основывалась на тщательных экспериментах по изучению цветового восприятия человека, то есть под нее была подведена серьезная научная основа.

Благодаря этому, цветовая система Манселла пережила многие системы того времени, и, хотя в большинстве приложений ее заменили более современные системы, она все еще применяется в некоторых областях. Например, в стандартах ANSI (Американский национальный институт стандартов) для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, в геологии для сравнения цвета почвы и в пивоварении для определения цвета пива.

Свою работу Манселл начал в 1898 году и опубликовал результаты под названием Color Notation в 1905. Доработанная версия появилась в книге Munsell Book of Color в 1929 году. Экспериментальные данные, полученние в 1940-х, дали возможность дополнить систему, что привело к появлению современной редакции этой книги.

 Принципы цветовой системы Манселла

 Цветовая система Мансела включает три координаты, цветовое тело можно представить как цилиндр в трехмерном пространстве. Цветовой тон измеряется в градусах по горизонтальной окружности, хрома (насыщенность) измеряется радиально от нейтральной оси цилиндра к более насыщенным краям, значение (светлота) измеряется вертикально по оси цилиндра от 0 (черный) до 10 (белый). Расположения цветов определялось экспериментально изучением цветового ощущения испытуемых. Цвета Манселл пытался расположить визуально одинаково, что привело к образованию цветового тела неправильной формы.

                                                  

 Цветовая система Манселла, показан круг при значении 5,

хроме 6, нейтральные значения от 0 до 10, сегмент круга

(диапазон хромы) при тоне 5PB и значении 5

 Цвет в системе определяется тремя атрибутами Н (hue — цветовой тон), С (chroma — цветность) и V (value — яркость). Цветовой тон делится на пять основных цветов: красный (R), желтый (У), зеленый (G), синий (В) и пурпурный (Р). Каждый цвет имеет 10 градаций. Яркость имеет 11 ступеней от белого до черного, а цветность разбита на 15 степеней. Один цвет описывается формулой (тон / цветность/ яркость). Например, яркий красный цвет обозначается формулой 5R 4/14.

 Воздействие тонов и оттенков цвета на человека

Те цвета, в состав которых входит белый цвет, называются бледными или светлыми оттенками и тонами, а те тона и оттенки, которые получаются при добавлении черного цвета, называются темными.

Яркие насыщенные тона указывают на положительные свойства, а темные несут в основном негативную энергию.

Пастельные тона обычно являются высшим проявлением того или иного цвета, они усиливают положительное воздействие основных цветов.

Необходимо также принимать во внимание тот факт, что все цвета, за исключением первичных, состоят из смеси других цветов. Оранжевый, например, состоит из желтого и красного, желтый из красного и зеленого, зеленый - из синего и желтого и т.д. Поэтому эти цвета несут в себе энергию составляющих его цветов. Так, например, подвергаясь воздействию зеленого цвета как гармонизирующего, одновременно будет иметь место влияние желтого (ментальное стимулирование) и синего (успокаивающее влияние). Вот почему зеленый так хорош для цветотерапии: он объединяет два конца спектра - теплый и холодный.

Первичные, вторичные и третичные цвета

 Первичные цвета: разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Природные цвета

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов: красный, зеленый и фиолетовый.

 Цвета пигментов

  Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

 Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так , например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

                            colour2.jpg

 Хроматический круг по Манселлу

      Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС (вегетативная нервная система), ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС.

В 1879 г. Н.Е. Введенским было описано повышение осязательной чувствительности, происходящее при освещении. В работе И.В. Годнева «К учению о влиянии солнечного света на животных» (1882) показано, что на свету обостряются осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность. Переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления (С.О.Истманов, 1885).В 1904 г. П.П.Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения.

Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В.Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что ядра передней гипоталамической области, тесно связанные с нейрогипофизом, имеют отношение к интеграции ПНС, а ядра задней гипоталамической области, примыкающие к ретикулярной формации, — к интеграции СНС. Зрительные проводящие пути анатомически тесно связаны со всеми этими структурами. СНС обеспечивает на психофизиологическом уровне поведение по типам «борьбы» или «бегства». Активация СНС приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и мышцам. Ослабевает моторика кишечно-желудистой системы, замедляются процессы пищеварения. Дыхание учащается, в крови возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот. Все это обеспечивает необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или спасаться бегством. При преобладающей активности ПНС, наоборот, создаются условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды. Усиливается приток крови к пищеварительному тракту, сокращается ЧСС, зрачки сужаются и т.д. СНС и ПНС находятся между собой в реципрокных отношениях, обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям.

Результаты экспериментальных работ школы С.В.Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение.

Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают.

Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС (см. также Л. Буш — 1965 г.).

Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.

Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация СНС приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация ПНС — красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т.к. желтый с красным стимулируют СНС, а синий с зеленым — ПНС.

Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.

При доминировании СНС дальнейшее увеличение ее активации, которой способствуют красный и желтый, может привести к дистрессу, нарушению гомеостаза и поэтому чувствительность глаза к этим цветам снижается, они как бы не замечаются. Усиление же чувствительности к синему и зеленому оказывает тормозящее воздействие на СНС и способствует восстановлению баланса. Также нежелательно и длительное превалирование ПНС, т.к. это снижает готовность организма к активным действиям. Отсюда понятным становится улучшение чувствительности зрения к «активным» цветовым раздражителям, вызывающим повышение тонуса СНС.

Это общая схема взаимосвязи цветового зрения и ВНС, в рамках которой возможны определенные нюансы в зависимости от конкретных фаз в деятельности СНС и ПНС, и индивидуальных особенностей реактивности ВНС. Так в исследованиях Н.К.Плишко(1980) было показано, что для состояния функционального возбуждения нервной системы (НС) характерен более низкий порог (абсолютный) цветоразличения красного цвета в сравнении с зеленым и особенно синим. При функциональном торможении наблюдалось обратное соотношение порогов цветоразличения для данных цветов.

Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.

Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.

 Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.

Как уже отмечалось, характер воздействия световой и цветовой среды на ВНС человека опосредуется ее индивидуальной реактивностью, как на протяжении суток, так и в течение более длительного времени.

Взаимосвязь между цветоразличением и ВНС особенно наглядно проявляет себя в условиях дистресса. Так по данным Л.А. Китаева-Смык (1983) при дистрессе у испытуемых возрастает чувствительность к коротковолновой (синей) части спектра, а чувствительность к средней и длинноволновой (зеленому, желтому, красному) — снижается. В других работах этого же автора (1963; 1969) было установлено, что при кратковременном гравитационном стрессе наблюдаются разнонаправленные изменения чувствительности зрения к синему и желтому насыщенным и спектральным тонам. Если ненасыщенные цветовые тона (близкие к порогу различения цвета) при изменении действия силы тяжести (ускорение или невесомость) казались еще менее насыщенными или бесцветными, то насыщенные тона при тех же воздействиях казались более насыщенными и яркими. В условиях невесомости из насыщенных цветов самым ярким казался желтый, а при ускорении (1.5 g) — синий цвет.

Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977). Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе.

Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также в работах Б.И. Шапиро (1965) и J.H. Stolper (1977).

 Воздействие цвета на центральную нервную систему и психическую деятельность человека

 То, что цвет оказывает воздействие на деятельность Центральную нервную систему, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой (ЦНС) человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире.

Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения Центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, т.н. цветовой агнозии (Е.Д.Хомская — 1987). Различают собственно цветовую агнозию и цветовую слепоту или дефекты цветоощущения. Собственно цветовая агнозия не исключает цветоощущения и правильного различения отдельных цветов. Но больные с цветовой агнозией неспособны, решать задачи по цветовой классификации, предметной отнесенности цвета. Например, они не могут сказать, какой цвет у апельсина, морковки и т.д. Цветовая агнозия имеет центральное происхождение. При цветовой слепоте наблюдается либо тотальное, либо парциальное отсутствие цветоразличения. Этот дефект может иметь как периферическое происхождение (поражения сетчатки), так и центральное, в частности, при поражении 17 поля затылочной коры головного мозга. Таким образом, воздействие цвета на Центральную нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический информационный канал), а с другой — ВНС (неспецифический энергетический канал).

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития (В.Е.Демидов — 1987).

Цвет и характер

 Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум – трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому отдается предпочтение, многое может рассказать о характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. 

Основные цвета:

1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

 Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.